На базе структурного подразделения МБОУ СОШ №17 г. Белая Калитва Ростовской области Центр образования цифрового и гуманитарного профилей реализуются программы дополнительного образования по шахматам для обучающихся 1-11 классов и внеурочной деятельности для 1-х классов в рамках шахматного всеобуча.
Шахматы – подлинно военная игра. Клетчатая доска – это своеобразное поле сражения, на котором деревянные войска ведут бескровные шахматные схватки по законам, имеющим много общего с военной стратегией. Детей привлекает в шахматную школу желание научиться успешно командовать этими войсками и общаться с противником через фигуры и игру. В дальнейшем они учатся планировать операции, вести атаку, стойко защищаться, быстро ориентироваться, быть выдержанными и организованными.
Играя партию, шахматист стремится к победе, напрягая свой ум, волю, духовно мобилизует себя. В значительной мере это становится привычкой, и целеустремленность, приобретенная в занятиях шахматами, со временем проецируется на другие виды жизненной деятельности, в том числе на учебу и работу.
Развивающее влияние шахмат особенно органично проявляется у детей в возрасте 6-12 лет. В этот период складывается специфическая интеллектуальная способность общего характера – умение действовать в уме.
Как нельзя лучше этот процесс мышления представлен в шахматной игре, поэтому она признана оптимальным материалом или моделью для развития способностей действовать в уме. Развитие мышления в шахматах складывается как искусственно-естественный процесс, в котором «искусственная» составляющая определяется усилиями обучающего.
Развитое мышление шахматиста характеризуется такими показателями, как самостоятельность, практичность, дисциплинированность, изобретательность, самообладание. Эти пять показателей являются основополагающими при формировании мышления шахматиста как личности.
Основные правила шахматной игры. Шахматная доска – структура и геометрия (поля, вертикали, горизонтали, диагонали). Фигуры и общее определение хода. Ходы, взятия, и возможности контроля полей фигурами в следующем порядке: Король, Ладья, Слон, Ферзь, Конь (мнемонические правила «топ-топ-вбок» или «буквой Г»), и правила её превращения. Упражнения «змейка» или «накорми фигуру», «поставь под бой», «пешечный бой». Нападение на фигуру или пешку, как угроза взятия. Абсолютная ценность фигур (Ф=9, Л=5, С=К=3, п=1). Понятие лёгких и тяжёлых фигур. Способы защиты от нападения (уход, прикрытие, взятие, поддержка). Модель: «хулиган». Шах, как нападение на короля. Способы защиты от шаха (уход, прикрытие, взятие). Мат, как шах, от которого нет защиты. Цель игры. Понятие выигрыша, проигрыша, ничьей.
Определение эндшпиля, как завершающей стадии игры. Роль короля в эндшпиле. Простейшие малофигурные эндшпили. Пат как частный случай ничейного исхода и патовая опасность. Линейный мат. Ограничивающие и оттесняющие возможности тяжёлых фигур. Мат ферзем и королем. Мат ладьёй и королём. Другие тяжелофигурные маты. Мат ферзем и конём, ферзём и слоном. Пешка в эндшпиле. Защита от угрозы проведения пешки (уничтожение, блокада пешки фигурой, контроль над полем превращения).
Определение дебюта как начальной стадии партии, предшествующей основной борьбе в середине игры. Начальная расстановка. Основные задачи дебюта: мобилизация фигур, борьба за центр, безопасность короля. Кратчайшие «маты» (в том числе «дурацкий» с вариациями, «детский») и защита от них. Рокировка (цели, виды и правила выполнения). Опасность открытого положения короля. Виды ослабления пешечного прикрытия короля до и после рокировки. Мат по последней линии, «форточка». Правило «взятие на проходе». «Пешечный бой» с учётом взятия на проходе.
Понятие миттельшпиля. Цели, локальные задачи и особенности середины игры. Игра на истребление.
Рева И.Н., педагог дополнительного образования ЦО «Точка роста»